В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».
Поэтому функциональная задача нашей образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную среду». Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации. Недостаточно провести только отдельные виды работ (например, установку пандусов для инвалидов-колясочников), необходимо комплексное дооснащение объекта, обеспечивающее его доступность для всех категорий инвалидов – по слуху, по зрению, с нарушениями опорно-двигательных функций, и прочих маломобильных групп граждан.
на период 01.09.2021 года в нашем учреждении созданы следующие условия для детей-инвалидов:
В МОУ Детском сад № 250 частично организована доступность предоставляемых образовательных услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (см. паспорт доступности дошкольного учреждения):
- наличие специальных поручней;
- безбарьерный вход в помещения;
- дублирование зрительной информации для инвалидов по зрению;
- дублирование надписей шрифтом Брайля;
- наличие стоянки для автотранспортных средств инвалидов;
- наличие кресло- коляски для посетителей с ОВЗ;
- наличие педагогов, имеющих специальность «Сурдопедагогика» (возможность предоставление услуг сурдопереводчика): Голышкина Елена Владимировна- воспитатель МОУ Детского сада № 250, ВГСПУ, 2011год
- наличие альтернативной версии сайта Детского сада для инвалидов по зрению;
- наличие обученных педагогов, прошедших курсовую подготовку по дополнительной профессиональной программе "Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО" - 30 педагогов.
Работники, обеспечивающие сопровождение инвалидов в организации, прошли необходимое обучение (педагог-психолог и старший воспитатель)
Содержание направлений работы ДОУ с родителями детей с ОВЗ в рамках ФГОС
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьями, имеющими детей с ОВЗ — создание в Детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Одним из важных условий реализации Образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, педагоги и родители - главные участники педагогического процесса.
Задача педагогического коллектива - установить партнерские отношения, объединить усилия для развития ребенка, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей и продолжать вести работу, направленную на формирование следующих убеждений у родителей:
- Чтобы учить, необходимо многое знать и уметь
- Верить в свои возможности, никогда не опускать руки
- Тот, кто занят воспитанием ребенка, должен верить в самого себя.
Практика работы с семьями выявила 2 вида форм совместной работы с родителями:
-Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги и т.д.
-Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и т.д.
Не следует забывать и о наглядных формах работы: библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, Уголки для родителей.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Мы вырабатываем совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
блоки |
Основные задачи |
Формы |
Педагогическое просвещение родителей |
Повышение педагогической грамотности родителей |
Семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др. |
Включение родителей в деятельность ДОУ |
Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ |
Соревнования, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия и др. |
Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используем коллективные и индивидуальные формы деятельности. Считаем целесообразным сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы и т.п. Эти формы эффективны, так как позволяют найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, вызвать желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- Групповые комнаты (11) - проведение основной образовательной деятельности, групповых мероприятий, режимных моментов;
- Музыкальный зал (2)- проведение основной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Организация детских мероприятий, спектаклей, праздников, развлечений (в том числе с детьми с ОВЗ);
- Кабинет учителя-логопеда (обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи, дети с ОВЗ;
- Кабинет педагога-психолога (специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям по обеспечению психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия для всех участников педагогического процесса., в т.ч для занятий с детьми ОВЗ)
В МОУ Детском саду № 250 приспособленной библиотеки для ивалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.
Объекты спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Музыкальный зал
Оборудование территории , прилегающей к образовательной организации, и помещений с учетом доступности для инвалидов
1. Вход в МОУ Детский сад - Наличие расширенных дверных проемов, безбарьерная среда
2. Наличие выделенных стоянок для инвалидов
3.Наличие поручней на лестничных пролетах
4. Наличие кресло- коляски для посетителей с ОВЗ
5. Наличие специально-оборудованных санитарно-гигиенических помещений
Обеспечение в образовательной организации условий доступности, позволяющих инвалидам получать образовательные услуги наравне с другими
6. Дублирование для инвалидов по зрению зрительной информации
7. Наличие надписей, дублироваванных шрифтом Брайля
8. Возможность предоставления сурдопереводчика.
(возможность предоставление услуг сурдопереводчика): Голышкина Елена Владимировна- воспитатель МОУ Детского сада № 250, ВГСПУ, 2011год .Специальность, направление -сурдопедагогика
9. Наличие альтернативной версии сайта для инвалидов по зрению
https://ds-250-volgograd.nubex.ru/sveden/
10. Работники, прошедшие необходимое обучение по сопровождению инвалидов в организации:
- Шлянникова Елена Александровна (старший воспитатель) - 2016г ООО "Издательство «Учитель» по программе "Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС", в объеме 72ч. Удостоверение рег.№ 342403991440
- Щенева Татьяна Владимировна (педагог-психолог) - 2017г ООО«Издательство «Учитель» по программе "Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС", в объеме 72ч. Удостоверение рег.№ 344409996470
-
Конвенция о правах ребенка (140 КБ)
-
паспорт ОСИ 250 1 корпус.pdf (938 КБ)
-
паспорт ОСИ 250 2 корпус.pdf (946 КБ)
-
паспорт ОСИ 250 3 корпус.pdf (955 КБ)
-
Ходатайство об установке знака (174 КБ)
-
Ходатайство об установке знака (167 КБ)
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
ОБЕСПЕЧЕН ДОСТУП В ЗДАНИЕ МОУ ДЕТСКОГО САДА № 250 ИНВАЛИДАМ И ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
- С целью реализации Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (часть 9, ст.11), Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79), Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (с изменениями и дополнениями) назначена ответственным лицом за реализацию индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) в МОУ Детском саду № 250 Красноармейского района Волгограда педагог-психолог Т.В.Щенева.,которая обеспечит консультирование и сопровождение семей с детьми-инвалидами при условии поступления данной категории воспитанников в МОУ.
- имеется спецразметка у входа в детский сад, звонок, табличка о работе учреждения для слепых и слабовидящих людей, выполненная шрифтом Брайля.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На 01.01.2022 г. МОУ Детский сад № 250 не посещают дети, нуждающиеся в образовательных услугах по адаптированным программам (дети с ОВЗ и дети-инвалиды).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На 01.01.2022 г. МОУ Детский сад № 250 не посещают дети, нуждающиеся в образовательных услугах по адаптированным программам (дети с ОВЗ и дети-инвалиды).
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
• 4 компьютера,
• 2 ноутбуков,
• 4 сканера,
• 3 мультимедийных проекторов,
• 3 МФУ
• 2 принтера,
• 1 цифровой фотоаппарат,
• 2 видеокамеры,
• 3 музыкальных центра.
Обеспечен устойчивый выход в Интернет с 3-х компьютеров и 2 ноутбуков, Wi-Fi. Скорость Интернета - 1 МБ/сек.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
В МОУ Детский сад № 250 - общежитий, интернат - отсутствует
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отсутствует